В.И.  Ленин                                       

                                                                                                                                   

                                                                     ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ УЧЕНИЯ          КАРЛА     МАРКСА


         Главное в учении Маркса, это — выяснение всемирно-истори­ческой роли пролетариата, как созидателя социалистического общества. Подтвердил ли ход событий во всем мире это учение после того, как оно было изложено Марксом?

Впервые Маркс выдвинул его в 1844 году. «Коммунистиче­ский Манифест» Маркса и Энгельса, вышедший в 1848 году, дает уже цельное, систематическое, до сих пор остающееся лучшим, изложение этого учения. Всемирная история с этого времени делится явственно на три главные периода: 1) с рево­люции 1848 года до Парижской Коммуны (1871); 2) от Париж­ской Коммуны до русской революции (1905); 3) от русской революции.

Бросим взгляд на судьбы учения Маркса в каждый из этих периодов.

                                                                                                                                      Ι
В начале первого периода учение Маркса отнюдь не господ­ствует. Оно — лишь одна из чрезвычайно многочисленных фрак­ций или течений социализма. Господствуют же такие формы социализма, которые в основном родственны нашему народни­честву: непонимание материалистической основы исторического движения, неуменье выделить роль и значение каждого класса капиталистического общества, прикрытие буржуазной сущности демократических преобразований разными, якобы-социалистическими фразами о «народе», «справедливости», «праве» и т. п.
Революция 1848 года наносит смертельный удар всем этим шумным, пестрым, крикливым формам до-марксовского социа­лизма. Революция во всех странах показывает в действии раз­ные классы общества. Расстрел рабочих республиканской бур­жуазией в июньские дни 1848 года в Париже окончательно определяет социалистическую природу одного пролетариата. Либеральная буржуазия во сто раз больше боится самостоя­тельности этого класса, чем какой-угодно реакции. Трусливый либерализм пресмыкается перед ней. Крестьянство удовлетво­ряется отменой остатков феодализма и переходит на сторону порядка, лишь изредка колеблясь между рабочей демократией и буржуазным либерализмом. Все учения о не-классовом социализме и о не-классовой политике оказываются пустым вздором.

Парижская Коммуна (1871) доканчивает это развитие буржуазных преобразований; только геройству пролетариата обязана своим упрочением республика, т.-е. та форма государ­ственного устройства, в которой классовые отношения высту­пают в наиболее неприкрытой форме.

Во всех других европейских странах более запутанное и ме­нее законченное развитие приводит к тому же сложившемуся буржуазному обществу. К концу первого периода (1848—1871), периода бурь и революций, до-марксовский социализм умирает. Рождаются самостоятельные пролетарские партии: первый Ин­тернационал (1864—1872) и германская социал-демократия.
                                                                                                            
ΙΙ
Второй период (1872—1904) отличается от первого «мирным» характером, отсутствием революций. Запад с буржуазными ре­волюциями покончил. Восток до них еще не дорос.

Запад вступает в полосу «мирной» подготовки к эпохе буду­щих преобразований. Везде складываются пролетарские по своей основе социалистические партии, которые учатся исполь­зовать буржуазный парламентаризм, создавать свою ежеднев­ную прессу, свои просветительные учреждения, свои професси­ональные союзы, свои кооперативы. Учение Маркса одерживает полную победу и — идет вширь. Медленно, но неуклонно идет вперед процесс подбирания и собирания сил пролета­риата, подготовки его к грядущим битвам.

     Диалектика истории такова, что теоретическая победа мар­ксизма заставляет врагов его переодеваться марксистами. Внутренно-сгнивший либерализм пробует оживить себя в виде со­циалистического оппортунизма. Период подготовки сил для великих битв они истолковывают в смысле отказа от этих битв. Улучшение положения рабов для борьбы против наемного раб­ства они разъясняют в смысле продажи рабами за пятачек своих прав на свободу. Трусливо проповедуют «социальный мир» (т.-е. мир с рабовладением), отречение от классовой борьбы и т. д. Среди социалистических парламентариев, раз­ных чиновников рабочего движения и «сочувствующей» интел­лигенции у них очень много сторонников.
                                                                                                            
III
Не успели оппортунисты нахвалиться «социальным миром» и не необходимостью бурь при «демократии», как открылся но­вый источник величайших мировых бурь в Азии. За русской революцией последовали турецкая, персидская, китайская. Мы живем теперь как раз в эпоху этих бурь и их «обратного от­ражения» на Европе. Каковы бы ни были судьбы великой ки­тайской республики, на которую теперь точат зубы разные «цивилизованные» гиены, но никакие силы в мире не восстано­вят старого крепостничества в Азии, не сметут с лица земли героического демократизма народных масс в азиатских и полу­азиатских странах.
Некоторых людей, невнимательных к условиям подготовки и развития массовой борьбы, доводили до отчаяния и до анар­хизма долгие отсрочки решительной борьбы против капита­лизма в Европе. Мы видим теперь, как близоруко и малодуш­но анархистское отчаяние.
Не отчаяние, а бодрость надо почерпать из факта вовлечения восьмисотмиллионной Азии в борьбу за те же европейские идеалы.
Азиатские революции показали нам ту же бесхарактерность и подлость либерализма, то же исключительное значение само­стоятельности демократических масс, то же отчетливое разме­жевание  пролетариата   от   всяческой    буржуазии.   Кто    после опыта и Европы и Азии   говорит о не-классовой   политике   и о не-классовом  социализме, того стоит просто посадить в клет­ку и показывать рядом с каким-нибудь австралийским кенгуру.      За Азией стала шевелиться — только не по-азиатски — и Ев­ропа. «Мирный» период 1872—1904 годов отошел бесповоротно в вечность.
 Дороговизна  и гнет трестов вызывают невиданное
обострение экономической  борьбы,   сдвинувшее с   места  даже наиболее развращенных либерализмом английских рабочих. На наших глазах зреет политический кризис даже в самой «твердо­каменной»   буржуазно-юнкерской   стране,   Германии.   Бешеные вооружения и политика империализма делают из современной Европы такой «социальный мир», который больше всего похож на бочку с порохом. А разложение всех буржуазных партий и созревание пролетариата идет неуклонно вперед.

После появления марксизма каждая из трех великих эпох всемирной истории приносила ему новые подтверждения и но­вые триумфы.

 Но еще больший триумф принесет марксизму, как учению пролетариата, грядущая историческая эпоха.
 

                                                                  Напечатано в газете «Правда» № 50, 1 марта 1913 г.

 

                                                                                                            Возврат в  оглавление             

 

Hosted by uCoz